Печать
Сергей Миронов
Категория: Новости
Опубликовано: 15 июля 2016
Просмотров: 14304

С 15 июля привычные нам свидетельства о регистрации прав на недвижимое имущество ушли в прошлое, теперь взамен собственникам будет выдаваться выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП).

Государство продолжает совершенствовать институт нотариата и систему регистрации прав на недвижимость. В начале июля опубликован очередной закон (№ 360-ФЗ от 03.07.2016 г.), вносящий изменения в «Основы законодательства о нотариате…», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» и некоторые другие законы. Подробнее о том, что меняет данный документ, мы расскажем в следующем номере, а пока – о том, что придёт на смену свидетельству о регистрации.

Первый шаг к тому, что собственники больше не будут получать красивый бланк с водяными знаками, был сделан уже давно. Сперва изменился подход к регистрации – сам факт перехода прав на недвижимость уже много лет фиксируется не с момента выдачи свидетельства, а с того дня, как была сделана запись об этом в реестре прав – ЕГРП. То есть свидетельство давным-давно является просто справкой, только государству приходилось тратить бюджетные деньги на печать дорогостоящих бланков с защитой.

В результате в прошлом году было принято решение выдавать свидетельства на обычной бумаге. В переходный период с 1 января по 1 июля 2015 года можно было получить как свидетельство нового образца (на белом листе бумаги), так и на бланке строгой отчётности. Год назад «защищенные» свидетельства ушли в прошлое, и те, кто регистрировал переход права собственности на недвижимость, получали обычный распечатанный на принтере лист бумаги с шапкой, печатью Росреестра и подписью регистратора.

С 15 июля 2016 года статья 14 «Удостоверение государственной регистрации прав» закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» изменяется следующим образом (перечёркнутые строки удалены):

«Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе».

То есть собственники будут получать не свидетельство, а выписку из ЕГРП – по виду и правовому статусу разницы между этими документами почти никакой. Почему «почти»? Попробуем разобраться, ведь дьявол, как известно, кроется в деталях.

Отмена свидетельств не меняет процедуры регистрации прав, не отменяет ранее выданные свидетельства («защищённые» и простые бланки сохраняют свой статус и менять их не надо!). Для заявителей, которые придут за услугой регистрации сделки или возникновения прав на недвижимость, ничего не изменится. Но…

Что такое выписка? Закон гласит, что «выписка представляет собой документ, подтверждающий, что на указанную в ней дату выдачи за определенным лицом зарегистрировано право на конкретный объект недвижимости, о чем в ЕГРП в соответствующий день сделана регистрационная запись под соответствующим номером». То есть, по сути, это обычная справка. А сколько действует справка? Ровно столько, сколько времени нужно для изменения содержащейся в ней информации. Минимальный срок регистрации перехода прав на недвижимость – несколько дней (с участием нотариуса это можно сделать за три дня, возможно, плюс некоторое время на техническую работу и процесс доставки документов).

Согласно букве закона, «государственные органы, органы местного самоуправления, суды, а также иные органы и организации обязаны принимать <…> выписку из ЕГРП наравне со свидетельством о государственной регистрации». Вот только выписка должна быть актуальной. Не успеете получить и занести, например, в банк выписку за несколько дней, будьте добры, заказывайте её по новой и вновь платите за это госпошлину. Соответственно, расходная статья бюджета «выдача свидетельств о регистрации» становится… доходом от получения денег за выдачу справок.

Стоимость выписки невелика – 200 рублей с физических лиц, 600 – с юридических (документ в электронном виде обойдётся чуть дешевле). Но, как говорится, с миру по нитке, и бюджет наполнится.

Очень важное отличие выписки от свидетельства в том, что заказать выписку, заплатив за это деньги, может любой. То есть, не отходя от компьютера, можно получить информацию о том, кому какая недвижимость принадлежит (за исключением, может быть, того, что скроет ФСБ с помощью закона, защищающего «сильных мира сего»). Подобную информацию можно заказывать даже «оптом» и чуть дешевле, чем пользуются некоторые компании, торгуя подобными выписками в Интернете. Налоговая служба, муниципальные администрации и силовые структуры имеют бесплатный доступ к ЕГРП. Но помните, что это только информация. С её помощью невозможно совершить какие-либо операции с объектом, если вы не имеете на это права.

В подобной доступности есть и плюс. Например, если вы при покупке недвижимости ходите убедиться в правах продавца, то можете самостоятельно заказать выписку и будете совершенно уверены, что это не подделка, и что всё, что в ней написано, – верно и актуально.

При заказе выписки обязательно учитывайте, куда её необходимо предоставить. Тем, кто имеет опыт работы с Интернетом и электронными документами, проще и дешевле заказать выписку в виде компьютерного файла. Это будет zip-архив, в котором запакован файл с расширением xml (вся информация об объекте), sig – электронная подпись регистратора (всё равно что подпись и печать на бумаге), и папки – одна с поэтажным планом (для квартиры), другая – с планом объекта (каждое изображение подтверждается электронной подписью). Быстро, удобно, не очень дорого, однако далеко не все организации принимают выписки в электронном виде. Например, большинство банков требует исключительно документ на бумаге. Один мой знакомый столкнулся недавно с тем, что одно из территориальных подразделений МФЦ отказалось брать для регистрации прав… кадастровый паспорт в электронном виде. А всего-то надо было подтвердить кадастровый номер объекта.

Ещё раз подчеркну, что все «формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами Российской Федерации и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными». То есть никакие документы о собственности менять не надо.

Тем, кто беспокоится о безопасности своей собственности из-за доступности информации, могу порекомендовать обратиться в Росреестр с заявлением сделать запись в документах о невозможности проведения каких-либо операций с собственностью без вашего личного участия. Пусть это и не стопроцентная гарантия, но сильно затруднит жизнь мошенникам.

Если вас тревожит сохранность документов в электронном виде, то Росреестр кроме дублирования и защиты этой информации на самом серьёзном уровне, хранит все дела по сделкам в своих архивах, в том числе и на бумажных носителях.

Последнее, что стоит отметить относительно отмены свидетельств о регистрации – это номер документа. Если ранее свидетельство имело серию и номер (например, 66 – две буквы – шесть цифр), то теперь номер документа соответствует номеру государственной регистрации права. Например, 66-66-01/101/2016-451. В выписке этот номер находится в самом низу, над подписью государственного регистратора. При заполнении различных документов не путайте его с кадастровым (или условным) номером, который тоже обязательно есть в выписке. Будьте внимательны: цифры в кадастровом номере разделяются не слэшем «/», а двоеточием.

И самое последнее. Вступивший в силу закон № 360-ФЗ от 03.07.2016 г. дополняет ст. 19 «Основания для приостановления государственной регистрации прав» закона о регистрации недвижимости новым пунктом, который гласит следующее: «В случае устранения причин, повлекших за собой приостановление государственной регистрации прав, течение срока, предоставленного на совершение регистрационных действий, возобновляется с учетом срока, прошедшего до приостановления государственной регистрации прав».

Приведу пример. Если вы сдаёте пакет документов в МФЦ или Кадастровую палату, их специалист проверяет только наличие обязательных бумаг и оплату госпошлины и не проводит правовую экспертизу документов – этим занимаются государственные регистраторы. Но отсчёт (допустим, 7 дней на регистрацию и ещё несколько на передачу документов по инстанциям) уже пошёл после того, как заявление принято. На третий день регистратор обнаруживает недочёт в пакете документов и приостанавливает сделку. Вы в короткие сроки приносите все необходимые справки, исправляете недочёты. И после того срок регистрации не обнуляется, а всё должно быть сделано за 4 оставшихся дня.